1. Отличительные черты современного урока

С введением ФГОС меняются требования к методике преподавания всех учебных предметов.
Меняются роли учителя и ученика. Учитель теперь выступает как консультант, организатор процесса, тьютор.
Тьютор – преподаватель-консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы.
В многочисленных педагогических трудах последнего времени ученика все чаще называют обучающимся. Обучающийся – это тот, кто учится сам, самостоятельно. Имеет мотивацию, желание, активность, своей деятельности придает смысл, подразумевает цель. При этом учитель, предлагая ученикам деятельность, должен позаботиться, чтобы она была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностый подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль выполнения учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Как мы видим, меняется концепция урока.

Один из главных этапов урока – целеполагание. В соответствии с системно-деятельностным подходом целеполагание должно быть осознано учениками, быть для них личностно значимым видом деятельности. Цели учебного занятия (урока) могут быть представлены двумя видами:

  • Цели деятельности учителя,
  • Цели деятельности учащихся.

Без личностного смысла знания учащимися не усваиваются: они знакомятся лишь с информацией. Предметные цели связаны с организацией деятельности учащихся. А вот состоится усвоение или не состоится, зависит от степени соответствия воздействия учителя состоянию ученика. Предметные цели предполагают определение того, что должно «прибавиться» в знаниях и специальных умениях учащихся.
Усвоить, т.е. буквально «присвоить» знания, сделать своими, означает понять, запомнить и применить. Если отсутствует хотя бы один из этих трех компонентов усвоения, значит, нет и самого усвоения. Исходя из этого, предметные цели можно представить в следующем виде:

  • помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы;
  • организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению:
  1. фактов…,
  2. понятий…,
  3. правил…,
  4. законов…,
  5. положений…,
  6. способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
  • обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п. (перечисляются предметные умения);
  • обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы …;
  • обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме…;
  • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Когда и как проходит целеполагание урока?
Ученик, столкнувшись с проблемной ситуацией, осознает недостаток информации, знаний о способах действий и формулирует для себя конкретные цели преодоления затруднения. Это содержательная (что нужно узнать?) и деятельностная (что нужно сделать? как?) цели. Как видим, целеполагание – не обязательно первый этап урока. Впрочем, как и формулировка темы урока.
Учитель же планирует цели своей деятельности, которые не сообщает ученикам, как это принято в традиционной методике. У учителя и ученика разные цели. В конце урока, на этапе рефлексии, нужно вернуться к сформулированным целям и ответить на вопрос об их достижении. Может так случиться, что цели ученики ставили разные. Это нормальная ситуация. В этом случае и результаты могут быть разными (учитывая разный уровень владения материалом). Учителю в этом случае нужно предвидеть такие ситуации.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у учащихся целостное видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой.
Основные правила организации урока:

  1. Планируя сценарий урока, нужно отдавать предпочтение учебно-исследовательским ситуациям, методам научного мышления и самостоятельного поиска информации.
  2. Планируя урок, нужно добиваться оптимального сочетания форм и методов организации урока, способствующих активному и благоприятному взаимодействию учащихся с новыми знаниями.
  3. Педагогическая ситуация на каждом уроке сугубо индивидуальна и требует не только знаний своего предмета, но и знания психологического портрета учебной группы.
  4. Каждый ученик, в той или ной мере, мотивирован на получение новых знаний и имеет право на долю успеха в предмете.
  5. Уровень познавательной активности учеников зависит от уровня понимания ими учебного материала, а также их психофизиологического состояния в данный момент учебной деятельности.
  6. Планируя методы самооценки результатов учебной деятельности учащимися на уроке, необходимо направлять их не только на фиксирование собственных затруднений. Им нужно давать возможность для построения путей выхода из затруднений.
  7. Урок тогда станет ценностным для ученика, когда цели урока будут понятны ему и достигнут планируемого результата.
  8. Учитель должен уметь проектировать цели урока как его результат, где цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно,  то и количественно, образ ожидаемого результата, которого учитель и ученик могут достичь во время урока. Цель задается так, что при ее формулировании всегда понятен механизм (технология, способ), позволяющий проверить соответствие результата поставленной цели.
  9. Учитель должен уметь сообщать цели урока ученикам; главное – обеспечить осознание целей учащимися, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению, раскрыть значение целей для самих учеников; по большому счету – мотивирование учащихся на учение.
  10. Желательно, чтобы учащийся сам сформулировал цели, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей.
  11. Урок способен помочь в реализации личностных качеств ученика и подготовить его к дальнейшему развитию за стенами школы.
  12. Организуя урок, нужно стремиться к получению образовательного продукта, который раскрывает новые возможности для учителя и учеников.