4. Структура урока рефлексии

1.Самоопределение к деятельности
Основной целью является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

2.Актуализация знаний
Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися определений, алгоритмов, свойств;
  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память);
  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

3.Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Основной целью этапа является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднения;
  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе – выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет – получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.


4.Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
Основной целью этапа является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках).

5.Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этапа является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) – с помощью предложенного эталона для самопроверки;
  • в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы), в которых были допущены ошибки;
  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:

  • организуется обсуждение типовых затруднений;
  • проговариваются формулировки способ действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа является интериоризация (переход извне внутрь) способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
  • проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты;
  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
  • выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.


9.Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этапа является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • оценивают собственную деятельность на уроке;
  • намечают цели последующей деятельности;
  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Обучающиеся на уроках рефлексии не просто тренируются в решении задач – они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя, являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Они легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

Алгоритм конструирования урока рефлексии

  1. Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
  2. Составление списка способов действий (норм) – понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
  3. Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм).
  4. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и их фиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.
  5. Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
  6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).
  7. Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.
  8. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  9. Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
  10. Составление списка норм ля этапа повторения, выбор соответствующих заданий и форм работы.
  11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  12. Определение способа проведения этапа рефлексии.