2. Современная классификация уроков

Имеется несколько классификаций урока. В дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки построения системы знаний;
  4. уроки развивающего контроля.

1.Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2.Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
Образовательная цель: расширение понятийной базы (предметной и надпредметной).
3.Урок построения системы знаний.
Цели:
1) систематизация и обобщение учебного материала;
2) формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание.
4.Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;
  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  • оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Делаем еще один важный вывод о том, что цели урока (как правило, это обучающие, развивающие, воспитывающие) формулируются с позиции системно-деятельностного подхода: деятельностная и образовательная. Можно это представить так:

  • образовательная цель → формирование предметных результатов;
  • развивающая цель → формирование метапредметных результатов (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД);
  • воспитывающая цель → формирование личностных результатов.

Какими должны быть критерии результативности урока?

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (соответственно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность).